МАДОУ Березнецовский д/с общеразвивающего вида "Ромашка" г о Ступино

ЭКОЛОГИЯ ДУШИ.

 ЭКОЛОГИЯ ДУШИ.

В мае месяце, 2015 года началась моя трудовая деятельность в дошкольном учреждении "Ромашка". Детский сад наш находится в селе с красивым названием Березнецово и со всех сторон окружен парками, фруктовыми садами, огородами. Воспитанники нашего детского сада, их родители, персонал нашего сада- это жители села, и конечно же жители одного большого зеленого региона под названием Подмосковье. Человека, проживающего с детства в сельской местности, с детства окружают живописные места. Полисадники около дома, бабушкин огород,  участок детского сада с клумбами, и прилегающим к нему старым парком, где круглый год слышны голоса птиц! Вот она- детская сказка. Ни это ли почва и фундамент для становления будущего экологического сознания ребенка, ответственности за все живое? Нашим детским садом за многолетнее его существование накоплено великое множество традиций, одна из которых- это экологическое воспитание. И эта традиция не прервалась, не затерялась во времени. Через десятилетия, через все поколения воспитанников и сотрудников нашего сада красной нитью проходит тема окружающей природы, бережного к ней отношения, экологических знаний. Ну и как тут не подхватить этот достойный опыт моих коллег?  Свою работу по экологическому воспитанию наших детей я представила в виде небольшого проекта. Начало проекта- это средняя группа детского сада, а завершение проекта- подготовительная группа, наши выпускники. Первым этапом проекта стали экологические занятия в рамках образовательной деятельности детского сада: чтение художественной и познавательной литературы на экологические темы, презентации, викторины, игры и конкурсы. А также творческая деятельность: "Все земное- прекрасно"( занятие по лепке), "Озеленение города" (коллективное занятие по аппликации).

В ожидании весны, мы вместе с воспитанниками планировали наши действия на приусадебном участке. Беседовали о том, какую работу будем проводить, чтобы помочь нашим первоцветам на клумбах выглядеть красиво после зимы.

А в нашей группе на подоконниках тем временем начинал зеленеть лук и чеснок. Родитель в нашем проекте- это ученик, слушатель своего ребенка, который сможет оценить, насколько ребенок заинтересован темой экологии, природы родного края, какому направлению в этой области нужно больше уделить внимание. На втором этапе, с наступлением весны, таянием снега, большую часть экологических занятий мы с воспитанниками проводили на приусадебном участке: наблюдение за деревьями на участке и в парке, уборка от прошлогодней листвы клумб, полянок. Наблюдение за насекомыми. Дети опытно-наблюдательным путем открывают для себя, с каждым погожим весенним днем, как видоизменяются первоцветы на клумбах, веточки на деревьях. А значит, что это все живое. А все живое нужно оберегать. На этом этапе родители, также лишь оценивают результаты труда детей на участке, дети по-прежнему делятся с родителями наблюдениями, впечатлениями. В летнее время дети с интересом продолжают наблюдать за изменениями, происходящими с цветами, кустарниками и деревьями на нашем участке, делятся наблюдениями. Проявляют большую заинтересованность и наблюдательность не только к участку детского сада, но и ко всему разнообразию растительного и животного мира. С удовольствием ухаживают за растениями на участке (полив, рыхление почвы, прополка сорняков). Таким образом, посредством чтения  художественной и познавательной литературы о природе, занятия по лепке и аппликации, высадка и уход за растениями на территории участка детского сада, прогулки с целью наблюдения за окружающим миром, беседы на тему об охране природы, мы приобщаем детей к охране  окружающей среды, заботе о ней, даем понятие о гармонии в природе, об экологии, мотивируем на созидание прекрасного посредством наблюдения и обучения их элементарным трудовым навыкам в области сельскохозяйственных работ и природосбережения.

Еще раз хочется подчеркнуть, что дети в данном проекте являются маленькими проводниками от станции «Экология» до  станции «Взрослый человек, родитель». Наши юные экологи уже способны самостоятельно проводить долгосрочные экологические акции. Например: взяты под наблюдение и заботу детьми и их родителями все березки, растущие близ их домов. В любое время года мамы и папы, бабушки и дедушки и конечно же дети нашего сада смотрят, не ломают ли на их березе веток, не берут ли по весне из нее сок недобрые люди. А прикорм птиц! Дети готовят еду для птиц уже в летние месяцы, активно привлекая к этому своих родителей.

И пусть наши дети живут вдалеке от огромных торгово-развлекательных комплексов, от кинотеатров, аквапарков и «Макдональдсов». Зато они с нетерпением ждут прилета грачей в наш старый парк, зато многих из них по утру будит петушок и шумные скворцы на огородных грядках, ну никак не дают уснуть…

Наступает грибная пора. Наши пятилетние дети не отстают от взрослых- они знают не только о том, что есть съедобные и ядовитые грибы, они знают столько названий грибов, сколько знает их настоящий грибник со стажем….

И вот, поработав с такими детьми, я решила, что нужно сделать так, чтобы это единение, это чувство «я-это часть окружающего мира», не покинуло бы наших воспитанников на протяжении всей жизни. И тогда, можно быть уверенной, что наконец-то остановим мы эту бездумную и безумную вырубку лесов под строительство дач, будем дышать воздухом полей и лесов, а не воздухом промышленных комбинатов! Ах, как хочется в это верить!!!

-Ребята, скажите, здесь будет «Город-сад»?

-Конечно да!

Воспитатель Мушкарина Ирина Алексеевна

24 октября 2017 в 16:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.