Утверждаю
Заведующий МАДОУ
Березнецовский д/с
общеразвивающего вида
«Ромашка»
Муравлева О.В.
Принято на заседании Совета педагогов
от «30»_августа_2017г.
протокол № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кружку художественно-театрализованной деятельности
«Теремок»
(средняя группа)
По авторской программе «Театр-творчество-дети» Сорокиной Н.Ф.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по художественно-театрализованной деятельности.
Настоящая программа описывает курс подготовки по художественно - театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 6—7 лет (подготовительной группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по художественно-театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи
· Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
· Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений
детей старших групп перед младшими и пр.).
· Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
· Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
· Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).
· Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
· Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 30 мин — подготовительная группа.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в октябре, итоговый — в апреле.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
6. «Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает семь основных блоков, представленных в таблицах (диагностика). Перечислим их:
Блок 1 — основы кукловождения.
Блок 2 — основы кукольного театра.
Блок 3 — основы актерского мастерства.
Блок 4 — основные принципы драматизации.
Блок 5 — самостоятельная театральная деятельность.
Блок 6 — проведение праздников.
Блок 7 — проведение досугов и развлечений.
Формы работы.
1. Театрализованные игры.
2. Занятия в театральном кружке.
3. Рассказы воспитателя о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Беседы-диалоги.
6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
7. Чтение литературы.
8. Оформление альбома о театре.
9. Показ представлений.
План работы театрального кружка подготовительной группы
(сентябрь — май) 2017-2018г.г. учебного года
Сентябрь |
Тема |
Цель |
Репертуар |
1 неделя |
«Кончилось лето». |
Цель: Собрать детей вместе после летних каникул, порадоваться теплой встрече, активизировать слуховое восприятие, показать детям знакомую сказку в настольном театре |
«Маша и медведь» |
2 неделя |
Беседа с детьми "Что такое театр".
Репетиция сценки к празднику осени. |
Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров
(художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам. |
Показ иллюстраций, фотографий и афиш
театров.
Рассказы детей о посещении театров. |
3 неделя |
«Театральные профессии» |
Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник. Воспитывать желание узнать новое. |
Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации?)
Отгадывание загадок (по тематике). |
4 неделя |
Знакомство с ширмой. |
Рассказать об устройстве ширмы. Назначение театральной ширмы |
Беседа-диалог с детьми. Показ фотографий. Показ театрализованного представления на празднике осени. |
Октябрь |
Тема |
Цель |
Репертуар |
1 неделя |
Техника речи. |
Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие. |
Использование пиктограмм «Колобка».
Игры с карточками-пиктограммами: «Передавалки», «Нарисуй и скажи» |
2 неделя |
Удивительный мир кукол. |
Рассказ о видах кукол. Показ способов действий с куклой. Развивать у детей интерес к творчеству. |
Показ видов кукол. |
3 неделя |
Ритмопластика, психогимнастика. |
Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом. Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью, (мимика, жесты). |
Этюды М. Чистяковой: на выражение основных эмоций —«Любопытный», «Круглые глаза», «Старый гриб», «Гадкий утенок», «Злой волк». |
4 неделя |
Показ воспитателем настольного театра «Репка» |
Познакомить детей со сценарием постановки сказки. Воспитывать умение
прислушиваться к
мнению других, развивать выдержку и терпение. |
Игры – инсценировки: «Скворец и воробей», «Котята- поварята» |
Ноябрь |
Тема |
Цель |
Репертуар |
1 неделя |
Ознакомление с творчеством С.Я. Маршака |
Учить детей вживаться в создаваемый образ, сопровождать
действия репликами персонажей.
|
Упражнения:
- на развитие слухового внимания «Чего не стало?»
- на развитие фонематического слуха «Слова - перевертыши»
- на развитие дикции «Песенки на лесенке»
- на развитие мимики и пластики движений, «Изобрази
настроение»
* Этюды «На улице две курицы», «Да - нет»
Игра -драматизация «сказка о глупом мышонке» С.Я Маршака. |
2 неделя |
Ревность, стремление к лидерству.
|
Научить детей уступать, отдавать, терпеть и т.д. развивать благородство и смелость, учить не бояться трудностей.
|
Упражнения:
- Артикуляционное: «Немой диалог»
- Дыхательное «Задуй свечу»
* Игры:
- на имитацию движений «Старичок-лесовичок»
- театрализованная «Загадки без слов»
* этюды: «Подарки», «Хозяин находит щенка».
* Считалки.
* Разыгрывание сценки «Мыши» |
3 неделя |
Веселый концерт.
|
Учить подбирать выразительные средства (атрибуты,
костюмы) использовать мимику, пластику движений, интонацию,
помогающие создать образ. Учить взаимодействовать с партнером.
|
Упражнения:
- дыхательное «Петушки»
- на релаксацию «Силачи»
- артикуляционное «Прятки» «Улыбка»
* Игры:
- пальчиковые «Сорока - белобока»
- подвижные: «Золотые ворота»
- пантомима «рубим дрова»
- Обыгрывание песни «Во кузнице»
- Игра драматизация по сказке «Под грибком» |
4 неделя |
«Моя Вообразилия» |
Развивать навыки импровизации, пантомимику; творческую
инициативу, фантазию; воспитывать коммуникативные качества.
|
Мини-сценки «Рак бездельник»
* Чтение стихотворения «Моя Вообразилия»
* Имитация движений «В лес»
* Гимнастика для языка «Шум»
* игры- драматизации по русским народным сказкам. |
Декабрь |
Тема |
Цель |
Репертуар |
1 неделя |
Игры |
Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. |
Игра "Передай позу", "Что мы делали, не скажем"
Этюды М. Чистяковой: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и мяч», «К», «Три характера», «Вредное колечко». |
2 неделя |
Начать работу над альбомом "Все о театре".
Подготовка к Новогоднему утреннику (распределение ролей). |
Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях. Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и родителей). |
«В гостях у сказки», «Новогодняя сказка», «Новогоднее волшебство» |
3 неделя |
Репетиция музыкального представления |
Познакомить детей со сценарием. Воспитывать умение
прислушиваться к
мнению других, развивать выдержку и терпение. |
«Зима – волшебница» |
|
«Репка».
Репетиция детей -актеров выступающих на новогоднем представлении. |
Знакомить с основами праздничной культуры. празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Формировать эмоционально положительное отношение к предстоящему |
Чтение сказки.
Обсуждение и дополнение. |
4 неделя |
Показ детьми музыкального представления «Репка»(для детей мл.гр) |
|
Совместная работа детей и воспитателей. |
Январь |
Тема |
Цель |
Репертуар |
3 неделя |
Ритмопластика. |
Начать отработку показа образов животных с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию. |
Игра «Покажи кто это?» |
4 неделя |
Работа над альбомом "Все о театре". |
Развивать эстетический вкус в оформлении альбома. |
Совместная работа детей и родителей. |
Февраль |
Тема |
Цель |
Репертуар |
1 неделя |
Сказка на столе. |
Познакомить детей со сценарием постановки сказки. Воспитывать умение
прислушиваться к
мнению других, развивать выдержку и терпение. |
Чтение сказки.
Обсуждение и дополнение. |
2 неделя |
Отработка диалогов. |
Развивать умение строить диалоги между героями. Развивать
связную речь детей. Воспитывать уверенность. |
С.Маршак «Кошкин дом»,
А.Фройденберг «Великан и мышь»,
Л.Левин «Сундук» |
3 неделя |
Распределение ролей. |
Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. |
Беседа.
Показ.
Анализ выбранных ролей. |
4 неделя |
Показ кукольного театра «Колобок» (для детей младших групп). |
Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях и праздниках |
Чтение сказки воспитателем. |
Март |
Тема |
Цель |
Репертуар |
1 неделя |
«Поездка в кукольный театр». Презентация |
Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Обогащать словарь детей. |
Рассматривание фотографий с изображением театра.
Театральный словарь: билет, программка, афиша, ложа. |
2 неделя |
Знакомство со сказкой «Про маленького котенка» |
Учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. |
Чтение сказки воспитателем.
Беседа. |
3 неделя |
Мастерская актера. |
Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. |
Индив. работа: работа с ножницами, развитие аккуратности, показ, объяснение, поощрение, помощь. |
|
|
Развивать память, внимание, творчество и фантазию. |
развитие глазомера. |
4 неделя |
«День театра» (последняя неделя марта). |
Театрализованное представление ко Дню театра |
Показ представления педагогами. |
Апрель |
Тема |
Цель |
Репертуар |
1 неделя |
Мастерская актера. |
Продолжить работу в мастерской. Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию. |
Показ, объяснение, поощрение, помощь.
Индив. работа: работа с ножницами, развитие аккуратности, развитие глазомера (с другими детьми).
- |
2 неделя |
Работа с костюмами. |
Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению. Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать желание помочь товарищу. Развивать эстетические чувства. |
Костюмы, маски к сказке «Теремок». |
3 неделя |
Репетиция сказки «Теремок». |
Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательную способность. |
Показ, объяснение, поощрение, помощь. |
4 неделя |
Изготовление декораций |
Учить детей устанавливать декорации,
оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел. |
Показ, объяснение, помощь в решении проблемных ситуациях. |
Май |
Тема |
Цель |
Репертуар |
1 неделя |
Генеральная репетиция сказки «Теремок». |
Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Показать образы животных. Отработка диалогов, выразительность, интонация. |
Показ, объяснение, помощь в решении проблемных ситуациях. |
2 неделя |
Показ сказки "ТЕРЕМОК" |
Театрализованное представление |
Показ представления педагогами. |
3 неделя |
Подготовка к выпускному вечеру |
Репетиция
театрализованного
представления. |
Показ, объяснение, помощь в решении проблемных ситуациях. |
4 неделя |
Выпускной |
Воспитываем чувство удовлетворения от участия в коллективной праздничной деятельности. Формируем основы праздничной деятельности. |
Сценарий выпускного вечера |
Руководитель
художественно – театрализованной деятельности Артамонова Л.В.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
Требования к умениям и знаниям, приобретенным в результате изучения, приведены в таблице
Группа |
Базовый компонент |
Компонент ДОУ |
Подготови тельная
группа |
Должен уметь:
— самостоятельно организовывать театрализованные игры (выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты, распределять между собой обязанности и роли);
— разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение);
— широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров |
Должен знать:
— некоторые виды театров
(кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и
др.);
— некоторые приемы и манипуляции, применяемые
в знакомых видах театров: кукол-вертушек, тростевых кукол,
напольном конусном.
Должен иметь представление:
— о театре, театральной культуре; — театральных профессиях
(капельдинер, постановщик танцев и др.) |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
2. Чистякова М.И. Психогимнастика
3. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
4. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
5. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М.,2000.
6. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
7. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
8. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
9. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр — творчество — дети. М., 1995.
10. М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.
11. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.