МАДОУ Березнецовский д/с общеразвивающего вида "Ромашка" г о Ступино

Художественно-эстетическое развитие

                                                                                                                           Утверждаю

Заведующий МАДОУ

Березнецовский д/с

 общеразвивающего вида

 «Ромашка»

 Муравлева О.В.

Принято на заседании Совета педагогов

от «30»_августа_2017г.

протокол № 1

     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по кружку художественно-театрализованной деятельности

«Теремок»

(средняя группа)

По авторской программе «Театр-творчество-дети» Сорокиной Н.Ф.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по художественно-театрализованной деятельности.

     

        Настоящая программа описывает курс подготовки по художественно - театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 6—7 лет (подготовительной группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по художественно-театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи

· Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

· Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений
детей старших групп перед младшими и пр.).

· Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

· Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

· Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).

· Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

· Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 30 мин — подготовительная группа.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в октябре, итоговый — в апреле.

        Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1.   «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2.     «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

3.     «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4.   «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

5.      «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

6.   «Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.

                         

  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы включает семь основных блоков, представленных в таблицах (диагностика). Перечислим их:

Блок 1 — основы кукловождения.

Блок 2 — основы кукольного театра.

Блок 3 — основы актерского мастерства.

Блок 4 — основные принципы драматизации.

Блок 5 — самостоятельная театральная деятельность.

Блок 6 — проведение праздников.

Блок 7 — проведение досугов и развлечений.

Формы работы.

1.  Театрализованные игры.

2.  Занятия в театральном кружке.

3.  Рассказы воспитателя о театре.

4.  Организация спектаклей.

5.  Беседы-диалоги.

6.  Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.

7.  Чтение литературы.

8.  Оформление альбома о театре.

9.  Показ представлений.

План работы театрального кружка подготовительной группы

(сентябрь — май) 2017-2018г.г. учебного года

Сентябрь

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

«Кончилось лето».

Цель:    Собрать   детей вместе    после    летних каникул,   порадоваться теплой встрече, активизировать слуховое восприятие, показать детям знакомую сказку в настольном театре

«Маша и медведь»

2 неделя

Беседа    с    детьми "Что такое театр".

Репетиция сценки к празднику осени.

Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров

(художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.

Показ иллюстраций, фотографий и афиш

театров.

Рассказы детей о посещении театров.

3 неделя

 «Театральные профессии»

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник. Воспитывать желание узнать новое.

Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации?)

Отгадывание загадок (по тематике).

4 неделя

Знакомство с ширмой.

Рассказать об устройстве ширмы. Назначение театральной ширмы

 Беседа-диалог с детьми. Показ фотографий. Показ театрализованного представления на празднике осени.

Октябрь

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

Техника речи.

Учить пользоваться интонациями,  произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.

Использование пиктограмм «Колобка».

Игры с карточками-пиктограммами: «Передавалки», «Нарисуй и скажи»

2 неделя

Удивительный мир кукол.

Рассказ о видах кукол. Показ способов действий с куклой. Развивать у детей интерес к творчеству.

Показ видов кукол.

3 неделя

Ритмопластика, психогимнастика.

Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно  двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом. Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью, (мимика, жесты).

Этюды М.  Чистяковой:   на   выражение основных эмоций —«Любопытный», «Круглые       глаза», «Старый  гриб», «Гадкий утенок», «Злой волк».

4 неделя

Показ воспитателем настольного театра «Репка»

Познакомить детей со сценарием постановки сказки. Воспитывать умение

прислушиваться к

мнению других, развивать выдержку и терпение.

Игры – инсценировки: «Скворец и воробей», «Котята- поварята»

Ноябрь

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

Ознакомление с творчеством С.Я. Маршака

 Учить детей вживаться в создаваемый образ, сопровождать
действия репликами персонажей.
 

  Упражнения:
- на развитие слухового внимания «Чего не стало?»
- на развитие фонематического слуха «Слова - перевертыши»
- на развитие дикции «Песенки на лесенке»
- на развитие мимики и пластики движений, «Изобрази
настроение»
* Этюды «На улице две курицы», «Да - нет»
Игра -драматизация «сказка о глупом мышонке» С.Я Маршака.

2 неделя

Ревность, стремление к лидерству.

 Научить детей уступать, отдавать, терпеть и т.д. развивать благородство и смелость, учить не бояться трудностей.

Упражнения:
- Артикуляционное: «Немой диалог»
- Дыхательное «Задуй свечу»
* Игры:
- на имитацию движений «Старичок-лесовичок»
- театрализованная «Загадки без слов»
* этюды: «Подарки», «Хозяин находит щенка».
* Считалки.
* Разыгрывание сценки «Мыши»

3 неделя

Веселый концерт.
 

Учить подбирать выразительные средства (атрибуты,
костюмы) использовать мимику, пластику движений, интонацию,
помогающие создать образ. Учить взаимодействовать с партнером.

  Упражнения:
- дыхательное «Петушки»
- на релаксацию «Силачи»
- артикуляционное «Прятки» «Улыбка»
* Игры:
- пальчиковые «Сорока - белобока»
- подвижные: «Золотые ворота»
- пантомима «рубим дрова»
- Обыгрывание песни «Во кузнице»
- Игра драматизация по сказке «Под грибком»

4 неделя

«Моя Вообразилия»

 Развивать навыки импровизации, пантомимику; творческую
инициативу, фантазию; воспитывать коммуникативные качества.

Мини-сценки «Рак бездельник»
* Чтение стихотворения «Моя Вообразилия»
* Имитация движений «В лес»
* Гимнастика для языка «Шум»
* игры- драматизации по русским народным сказкам.

Декабрь

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

Игры

Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами.

Игра "Передай позу", "Что мы делали, не скажем"

Этюды М. Чистяковой:   «Я   не   знаю», «Дружная      семья», «Насос и мяч», «К», «Три        характера», «Вредное колечко».

2 неделя

Начать работу над альбомом "Все о театре".

Подготовка к Новогоднему утреннику (распределение ролей).

Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях. Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и родителей).

«В гостях у сказки», «Новогодняя сказка», «Новогоднее волшебство»

3 неделя

Репетиция музыкального представления

Познакомить детей со сценарием. Воспитывать умение

прислушиваться к

мнению других, развивать выдержку и терпение.

«Зима – волшебница»


«Репка».

Репетиция детей -актеров выступающих на новогоднем представлении.

Знакомить с основами праздничной культуры. празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Формировать эмоционально положительное отношение к предстоящему

Чтение сказки.

Обсуждение и  дополнение.

4 неделя

Показ детьми музыкального представления «Репка»(для детей мл.гр)


Совместная работа детей и воспитателей.

Январь

Тема

Цель

Репертуар

3 неделя

Ритмопластика.

Начать отработку показа образов животных с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию.

Игра «Покажи кто это?»

4 неделя

Работа над альбомом "Все о театре".

Развивать эстетический вкус в оформлении альбома.

Совместная работа детей и родителей.

Февраль

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

Сказка на столе.

Познакомить детей со сценарием постановки сказки. Воспитывать умение

прислушиваться к

мнению других, развивать выдержку и терпение.

Чтение сказки.

Обсуждение и  дополнение.

2 неделя

Отработка диалогов.

Развивать умение строить диалоги между героями. Развивать

связную речь детей. Воспитывать уверенность.

С.Маршак «Кошкин дом»,

А.Фройденберг «Великан и мышь»,

Л.Левин «Сундук»

3 неделя

Распределение ролей.

Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности.

Беседа.

Показ.

Анализ выбранных ролей.

4 неделя

Показ кукольного театра «Колобок» (для детей младших групп).

Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях и праздниках

Чтение сказки воспитателем.

Март

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

«Поездка в кукольный театр». Презентация

Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Обогащать словарь детей.

Рассматривание фотографий с изображением театра.

Театральный словарь: билет, программка, афиша, ложа.

 2 неделя

Знакомство со сказкой «Про маленького котенка»

Учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию.

Чтение сказки воспитателем.

Беседа.

3 неделя

Мастерская актера.

Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном.

Индив. работа: работа с ножницами, развитие аккуратности, показ, объяснение, поощрение, помощь.



Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

развитие глазомера.

4 неделя

«День театра» (последняя неделя марта).

Театрализованное представление ко Дню театра

Показ представления педагогами.

Апрель

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

Мастерская актера.

Продолжить работу в мастерской. Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

Показ, объяснение, поощрение, помощь.

Индив. работа: работа с ножницами, развитие аккуратности, развитие глазомера (с другими детьми).

-

2 неделя

Работа с костюмами.

Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению. Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать желание помочь товарищу. Развивать эстетические чувства.

Костюмы, маски к сказке «Теремок».

3 неделя

Репетиция сказки «Теремок».

Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательную способность.

Показ, объяснение, поощрение, помощь.

4 неделя

Изготовление декораций

Учить детей устанавливать декорации,

оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел.

Показ, объяснение, помощь в решении проблемных  ситуациях.

Май

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

Генеральная репетиция сказки «Теремок».

Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Показать образы животных. Отработка диалогов, выразительность, интонация.

Показ, объяснение, помощь в решении проблемных  ситуациях.

2 неделя

Показ сказки "ТЕРЕМОК"

Театрализованное представление

Показ представления педагогами.

3 неделя

Подготовка к выпускному вечеру

Репетиция

театрализованного

представления.

Показ, объяснение, помощь в решении проблемных  ситуациях.

4 неделя

Выпускной

Воспитываем чувство удовлетворения от участия в коллективной праздничной деятельности. Формируем основы праздничной деятельности.

Сценарий выпускного вечера

     

 

 

 

Руководитель

художественно – театрализованной деятельности  Артамонова Л.В.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

 

Требования к умениям и знаниям, приобретенным в результате изучения, приведены в таблице

   Группа

    Базовый компонент

                     Компонент ДОУ

Подготови тельная

группа

Должен уметь:

—  самостоятельно организовывать театрализованные игры    (выбирать    сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты, распределять  между  собой  обязанности и роли);

—   разыгрывать  представления,   инсценировки,   использовать средства выразительности  (поза,  жесты, мимика, голос, движение);

—  широко использовать в театрализованной   деятельности различные виды театров

Должен знать:

—  некоторые виды театров

(кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и

др.);

— некоторые приемы и манипуляции, применяемые  

в  знакомых  видах  театров:   кукол-вертушек,  тростевых кукол,  

напольном  конусном.

Должен иметь представление:

—  о театре, театральной   культуре; — театральных     профессиях    

(капельдинер,     постановщик танцев и др.)

                     

                          

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

2.      Чистякова М.И. Психогимнастика

3.   Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

4.   Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.

5.   Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М.,2000.

6.   Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.

7.   Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.

8.   Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

9. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г.    Театр — творчество — дети. М., 1995.

10.  М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

11.  Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

25 сентября 2017 в 16:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.