МАДОУ Березнецовский д/с общеразвивающего вида "Ромашка" г о Ступино

Консультация для педагогов «Как подготовить портфолио педагога к аттестации»

15 сентября [вс]

 Понятие «портфолио» пришло из Западной Европы в XV-XVIвв. В эпоху возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

Идея применений портфолио в школе происходит из США, где она возникла в 80-х годах, в конце 80 – начале 90-х годов начался настоящий бум.

Современные словари определяют портфолио как полное собрание собственных достижений.

Профессиональное портфолио педагога – воспитателя  – это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень профессионализма учителя.  Этот документ показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в различных видах совместной деятельности.

Портфолио воспитателя  – это:

форма целенаправленной, систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений;

•средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования;

•средство самопрезентации и карьерного роста;

•способ фиксирования, накопления и оценки  творческих достижений педагога;

•средство мониторинга и индивидуального прогресса;

· коллекция работ педагога за определенное время

Строгих правил ведения портфолио нет. Форму портфолио педагог выбирает сам. Это индивидуальное творчество.

 

Цель создания портфолио : проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального  роста учителя. Портфолио даёт: основание для аттестации педагогического работника.

Виды портфолио:

· Рефлексивный портфолио (видеоматериалы, статьи, эссе)

· Папка достижений (грамоты, сертификаты, дипломы)

· Проблемно-исследовательский портфолио (рефераты, научные работы, доклады)

· Тематический портфолио (создаваемый по определенному проекту, теме, разделу)

· Методический портфолио (методические материалы (собственные или заимствованные)

Подходы к разработке и ведению портфолио:

Компетентностный  подход (оценка  по  результатам  реализации  педагогом  основных профессиональных функций  и  компетенций);

  Деятельностный  подход (оценка  по  выполнению основных  видов  деятельности: воспитательно-образовательной,  конструктивной  и  оценочной,  здоровьесберегающей  и  здоровьеформирующей, учебно-методической,  инновационной,  социально-педагогической);

  Системный подход  (оценка  уровня совокупности  профессиональных  достижений: структурный анализ,  способствующий  выявлению системообразующих  связей  и  отношений, определению внутренней  организации  Портфолио педагога;  функциональный  анализ, позволяющий  раскрыть  функции Портфолио  в  целом  и отдельных его  компонентов). 

Принципы формирования и ведения портфолио:

· Принцип непрерывности (постоянное  систематичное и  последовательное  пополнение Портфолио);

 Принцип диагностико-прогностической  направленности  (отражение состояния  профессионального  роста, наличие параметров  профессиональной  деятельности);

  Принцип интеракции  (обеспечение  эффективной обратной  связи  с  субъектами образовательного  пространства);

  Принцип научности  (обоснование целесообразности  построения Портфолио  на основе компетентностного,  деятельностного,  системного подходов);

  Принцип индивидуально-дифференцированной  направленности  (оценку профессионализма  в  соответствии с требованиями  результативности  воспитателя ДОУ).

Особенности  Портфолио воспитателя  ДОУ  как  формы  аттестации:Портфолио  представляет собой  рабочую  папку,  содержащую многообразную  информацию,  которая документирует  имеющийся  опыт  воспитателя  ДОУ  и  отражает совокупность  его  индивидуальных  достижений; это  способ  фиксирования, накопления  и  оценки творческих   достижений  воспитателя, включающий  интеграцию  количественной  и  качественной  оценок педагогической  деятельности;  это  комплект  документов, подтверждающих  результативность  деятельности воспитателя  детского  сада,  актуализирующий  рефлексию его  собственной  деятельности. 

Портфолио –  форма  аттестации, в  ходе  которой воспитатель  представляет  материалы, подтверждающие  его  профессионализм  в  виде  структурированного  накопительного  документа.

 

Структура портфолио:

В разделе«Введение»  воспитатель  представляет сведения  о  профессиональном  статусе, стаже  работы,  образовании, личные  данные.   Эти  сведения  воспитателю помогает  формировать  руководитель дошкольного  образовательного  учреждения.

В раздел«Портрет»  воспитатель  включает эссе  «Я  и  моя  профессия», характеристику,  данную  руководителем (зам.  заведующего  по  ВМР)  ДОУ.

В эссе  «Я  и  моя  профессия» воспитатель  в  свободной форме  может  отразить следующие  аспекты:  мотивы выбора  профессии,  представления о  качествах,  необходимых для  успешной  профессиональной  деятельности, этапы  профессионального  становления, личностные  и  профессиональные  интересы, перспективы  и  достижения, изложить  педагогическое  кредо, дать  самоанализ  профессиональной  компетентности,  обозначить темы  инновационной  и  экспериментальной  деятельности, отразить  творческие   достижения и  т.д. 

В характеристике  на  воспитателя, составляемой  представителями  администрации ДОУ,  отражаются:  отношение педагога  к  профессиональной  педагогической  деятельности, его  вклад  в  развитие  образовательного  учреждения и  совершенствование  педагогического  процесса, перспективы  профессионального  роста  воспитателя,  степень участия в  общественной  жизни, профессиональные  и  личные достижения,  личностные  и  профессиональные  качества педагога.  Работа  воспитателя над  данным  разделом Портфолио  позволяет  отследить динамику  и  результаты профессионального  становления  и  развития,  определить возможные  перспективы  и  направления  профессионального  саморазвития.

 

«Папка  профессиональных  достижений»  включает в  себя  следующие материалы:  планы  воспитательно-образовательной  работы с  детьми,  доклады, сообщения  на  методических и  педагогических  советах, публикации,  описание  опыта  работы,  иллюстрации и  самоанализ  развивающей среды,  конспекты  открытых занятий,  перечень  разработанных дидактических  и  методических пособий,  тексты  проектов разной  направленности,  системы конспекты  занятий  или  других  форм  организации  работы с  детьми,  самоотчет о  результатах  работы за  учебный  год,  видеозаписи  разных форм  работы  с  детьми,  родителями, коллегами,  результаты  анкетирования и  отзывы  родителей и  др.  Данный материал  служит  в  качестве  иллюстраций и  подтверждения   профессиональных  достижений, позволяет  воспитателю  создавать личный  банк  разнообразных по  характеру  и  значимости  творческих и  методических  материалов. В  ходе  работы над  содержательным  наполнением этого  раздела  Портфолио, воспитатель  имеет  возможность совершенствования  ряда  педагогических  умений: аналитических,  прогностических,  рефлексивных, и  др.

 

«Папка  достижений  воспитанников»  включает сертификаты  об  участии воспитанников  в  различных конкурсах,  спортивных  мероприятиях, олимпиадах,  количественные  и  качественно  проработанные данные  диагностики  продвижения детей  в  системе образовательного  процесса,  продукты детского  творчества,  сертификаты участия  детей  и  педагога  в   проектах  разного уровня  и  направленности.  Материалы этого  раздела  Портфолио могут  опосредованно  свидетельствовать  о  качестве,  уровне, содержании  профессионально-педагогической  деятельности воспитателя,  служить  иллюстрацией его  профессионального  творчества, активности,  компетентности.

 

«Папка  документов»  наполняется сертификатами  об  участии в  конференциях,  круглых столах,  профессиональных  и  творческих  конкурсах, документированными  подтверждениями  прохождения курсов  повышения  квалификации, прохождения  стажировок,  дипломы о  профессиональной  переподготовке  или  дополнительном  профессиональном  образовании, грамоты  за  успешную реализацию  профессионально-педагогический  или  общественной  деятельности. Материалы  этой  части  Портфолио  могут  достоверно  подтвердить уровень  профессионализма  и   компетентности  специалиста, а  также  уровень его  притязаний,  официальный статус.

 

«Папка  экспертных  оценок» включает  в  себя  внешние  и  внутренние  отзывы, рецензии,  благодарственные  письма, официальные  отзывы  о  внедрении  авторских технологий,  патенты  и  т.п.  Данные документы  являются  разнообразными  и  объективными  формами оценки  результативности  деятельности педагога  и  могут  стимулировать  его  к  дальнейшему профессиональному  росту.

 

Вывод:

Диагностика профессиональной деятельности позволяет:

ПЕДАГОГУ:

Реально представить результаты своего труда;

Увидеть свои резервы;

Иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.

АДМИНИСТРАЦИИ:

Осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога.

 Старший воспитатель  Мишенкина Л.Д.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.